ПО ЗЕМЛЯНСКОМУ ТРАКТУ

0
62

Если сегодня поинтересоваться, как проходит дорога из Воронежа в Елец, то любой местный житель удивится вопросу и скажет: «Через Хлевное и Задонск. Одна дорога тут всегда и была». Но мало кто знает, что из Воронежа до Ельца существовала и другая, скажем современным языком, «альтернативная» дорога. И называлась раньше она по-разному: Землянский тракт, Елецкая скотопрогонная дорога, Батеев путь. Эта дорога сыграла важную роль в становлении и развитии нескольких сёл нашего района.

ИЗ ВОРОНЕЖА — В ЕЛЕЦ

С начала XVII века, с развитием в Воронеже судостроительных петровских верфей, город начал бурно развиваться, и территория между Ельцом и Воронежем, прежде неспокойная от постоянных набегов кочевников, стала активно заселяться. Количество жителей Воронежа и Ельца быстро увеличивалось. Вскоре эти два города связал Воронежский почтовый тракт, который, как и сегодня, пролегал через Ямное, Конь-Колодезь, Хлевное, Даньшино, Задонск, Болховское, Миролюбовку, Буевку. В этих сёлах при тракте были созданы государственные почтовые станции во главе со станционными смотрителями. Почтовые и пассажирские экипажи на этих станциях меняли лошадей, так что путь из Воронежа в Елец занимал по тем временам небольшое время. У Воронежского почтового тракта был один недостаток: он пролегал то по левой стороне Дона, то по правой, а единственная переправа через реку была только в Задонске.

Оба города, разрастаясь, нуждались во всё большем количестве продовольствия. И, прежде всего, в хлебе и мясе. И того, и другого было в достаточном количестве на правобережье Дона. Сельские жители, освоившие бескрайние земли между Орлом и Воронежем, успешно занимались землепашеством и скотоводством. Чтобы доставить выращенные зерно и живой скот в Елец и Воронеж, где находились бойни и кожевенные фабрики, был организован тракт по правобережью Дона. К тому же, перегонять через реку скот по единственной задонской переправе было довольно накладно. Дело в том, что переправой владел монастырь, и монашествующая братия была против того, чтобы под стенами святой обители постоянно гоняли гуртовой скот. Для этого, как рассказывают местные краеведческие источники, владельцы умышленно взвинчивали стоимость переправы для скота до 5 копеек за одну голову. С конного экипажа, к примеру, взималась плата 2 копейки, а государственные почтовые кареты переправлялись бесплатно и вне очереди. Пусть вас, уважаемы читатели, не вводят в заблуждение столь «незначительные» цены. По тем временам это большие деньги. Например, фунт парной говядины (около 410 граммов) стоил в то время четверть копейки. К тому же, переправа действовала не круглый год и ежедневно разводилась для пропуска донских барж.

ЗЕМЛЯНСКИЕ ЗИГЗАГИ

Если посмотреть на карту маршрута, возникнут естественные вопросы о его извилистом характере. От Землянска тракт идёт прямиком на Большую Поляну, затем делает зигзаг на Крещенку и Муравьёвку, потом берёт курс на Каменку и Долгушу, проходит через сёла Малая Боевка, Слепуха, Нижний Ломовец. Такая вот извилистая дорога. Но это на первый взгляд. Если воспользоваться современными спутниковыми картами, то объяснение находится очень быстро. Землянский тракт минует заболоченные и лесистые местности, глубокие овраги и балки с их крутыми подъёмами и спусками, частные помещичьи землевладения. Если присмотреться к карте ещё внимательнее, то окажется, что через каждые 10—15 километров дорогу пересекают небольшие речки: Нега, Ржава, Снова, Каменка. А это естественные водопои для скота. Да и между сёлами вдоль тракта расстояния в один дневной перегон. Одним словом, наши предки, не зная космических карт, рассчитали путь весьма разумно.

ГУРТОВЩИКИ

Для Землянского тракта характерно то, что он действовал в обоих направлениях, причём круглогодично. Как же был организован прогон скота в города? Крестьяне к завершению сельскохозяйственного сезона объединяли животных, предназначенных для продажи, в гурты по несколько десятков голов крупного рогатого скота и паре сотен овец и коз. И для прогона животных нанимали погонщиков-гуртовщиков. Это были, говоря современным языком, оптовики-перекупщики, которые понимали толк в животных и умело ориентировались в рыночных ценах. Гуртовщики прекрасно знали дорогу, где и как подкормить животных в пути, в каком из сёл остановиться на ночлег. По тем временам профессия гуртовщика была рискованная и опасная. Не секрет, что тракт всегда притягивал к себе «лихих» людей, поэтому гуртовщики владели ещё и оружием для самообороны и охраны стада. В пути с наступлением темноты им приходилось останавливаться на ночёвки.

СКОТОПРОГОННЫЕ СТАНЦИИ

Для отдыха погонщиков и охраны остановившихся на ночлег гуртов в сёлах вдоль тракта, как грибы, выросли небольшие трактирчики, лавочки, охраняемые огороженные загоны для скота. Скотопрогонные станции приносили немалый доход местным жителям, ведь по тракту перегоняли не только скот. По дороге почти круглый год тянулись обозы с зерном, зимой — с мороженой донской рыбой, изделиями местных промыслов, мёдом, битой птицей. В обязанности владельцев каждой такой станции входило поддержание тракта в надлежащем состоянии. Подъёмы из оврагов, как правило, выкладывались камнем, мосточки через речки своевременно ремонтировались. Остатки таких выложенных местным камнем подъёмов можно и сегодня увидеть в южной окрестности Муравьёвки, в районе задонского села Каменка, в том месте, где сейчас расположена автостоянка «Сафари-парка».

КРЕЩЕНСКАЯ «ДЕСЯТИНА»

Можно предположить, что именно Землянскому тракту обязана своим появлением и хлевенская Крещенка. Так это или нет, но подъём этого села совпадает со временем существования тракта. Согласно Липецкому энциклопедическому словарю, Крещенка основана не позднее первой половины XVIII века крестьянами-однодворцами соседнего села Фомино-Негачёвка. В 1762 году насчитывала около 200 жителей. Названа по Богоявленской (Крещенской) церкви. Эти данные подтверждаются и П. Никольским в «Справочной книге для духовенства Воронежской епархии», 1900 года издания. Престольный праздник — Богоявление, отмечаемый 19 января.

Местный краевед Татьяна Ильинична Смолина, которой я весьма признателен за помощь в подготовке этого материала, поведала о трёх легендах возникновения Крещенки.

«Дело в том, что до конца XIX века своей церкви здесь не было. И люди посещали храм в селе Фомино-Негачёвка. В 1887 году в Крещенке была построена первая деревянная церковь, а в 1905 году начали строить кирпичный красивый храм. В 1912 году произошло его открытие», — рассказывает Татьяна Ильинична.

Вторая версия связана именно с существованием гужевой дороги (Землянского тракта), которая соединяла Елец с Воронежем. Другая дорога соединяла село Хлевное с Землянском. Эти дороги пересекались именно в Крещенке. «И люди ориентировались по этому перекрёстку. Если жителя Крещенки на рынке в Землянске спрашивали, откуда он, то гость отвечал: «С перекрёстка, с креста, из Крещенки». Это село относилось к Землянскому уезду Воронежской губернии, поэтому экономические связи лучше были развиты с Землянском. Что касается Хлевного и Задонска, то они были слабыми и случайными», — отмечает Смолина.

А вот третья легенда стала известна краеведу совсем недавно из разговоров с крещенскими старожилами. Согласно ей, у Фомы Фролова, того, кто основал Фомино-Негачёвку, был брат, которого звали Крещеном. Он поселился недалеко, освоив новые территории вверх по течению реки Неги. По его имени и названо село. Так это или нет, но все три легенды имеют право на существование, считает Татьяна Ильинична Смолина.

Зато доподлинно известно, на какие средства строились деревянный, а затем и каменный храмы в Крещенке. Дело в том, что десятую часть всех доходов — десятину — хозяева постоялых дворов, скотопрогонных станций, трактиров, лавок обязаны были передавать на нужды храма. Такой порядок существовал в православной Руси. Так было и в Крещенке. Именно на средства «десятины» и построены храмы в этом селе. Второй, каменный, возводился несколько лет и был освящён в 1912 году.

Сегодня этот красивейший с неплохо сохранившимися фресками храм согласно решению местных жителей восстанавливается. О недавнем знаменательном событии — торжественной литургии по случаю начала реставрации храма — «Донские вести» подробно рассказывали.

А ЧТО ЖЕ МУРАВЬЁВКА?

А вот Муравьёвка, которая также находится рядом с Землянским трактом, не использовала, как Крещенка, своё выгодное местоположение. Возможно, дело в том, что эта деревня была владельческая, то есть помещичья. То ли местный барин не нуждался в дополнительном доходе, то ли не желал, чтобы рядом с его землями круглый год гоняли скот и проезжали обозы, но в списке сёл, в которых имелись скотопрогонные станции, Муравьёвка не значится. Скорее всего, развитию частнокапиталистических предприятий (постоялые дворы, лавки, станции) мешал архаичный крепостнический полуфеодальный порядок, существовавший в Муравьёвке.

«ЖЕЛЕЗНЫЙ КОНЬ» ПОБЕДИЛ ЛОШАДКУ

Закат Землянского тракта пришёлся на последнюю четверть XIX века. И связан он с завершением строительства железных дорог Воронеж—Грязи—Елец и Елец—Валуйки—Харьков. Бурное строительство железных дорог, связавших Воронеж и Елец с Москвой, подорвало экономику Землянского тракта. По сути, он стал не нужен. Теперь хлеб и скот стали перевозить в вагонах по железной дороге. Это быстрее, безопаснее и дешевле. Утратил свою былую славу торгового и ярмарочного города и Землянск. Затем он потерял и статус уездного города. Сегодня Землянск — одно из крупных сёл соседнего Семилукского района Воронежской области.

БАТЕЕВА ДОРОГА

А что же осталось от тракта? Остались сёла, возникшие благодаря дороге. Сохранились и легенды о ней. Вот ещё одна, согласно которой Землянский тракт называли ещё и «Батеевой дорогой». По легенде именно вдоль этого тракта в далёкие времена проходила «Батыева дорога», то есть дорога, по которой шли воины Батыя. Имя предводителя орд кочевников потихоньку стиралось из памяти народной. А. Зачиняев в начале нашего века отмечал: «Эпические предания Задонского и Землянского уездов сосредоточены главным образом около XV—XVI веков, хотя изредка и слышатся смутные рассказы про татарского атамана Батея, сильного и могучего богатыря, избивавшего всех встречающихся людей, сжигавшего сёла и деревни, не щадившего даже церквей Божиих. Когда он проходил мимо села Долгуша (Землянского уезда), говорил нам один старик, то Господь послал туман и закрыл церковь и село — оно тогда небольшое было — так и прошёл стороною, не тронул у нас никого. С того и прозывается путь «Батеевой дорогой».

Эта легенда имеет под собой вполне реальную историческую почву. Ведь Батый действительно начал поход на Рязань именно с тех мест, где позже, несколько веков спустя, был основан Воронеж.

Сегодня, изучая историю Землянского тракта, не перестаёшь удивляться мудрости и прозорливости наших предков, их смекалке, пониманию экономики своего времени, природной расчётливости и предприимчивости.

Предыдущая статьяВСТРЕЧА РОДИТЕЛЕЙ С ВОЕНКОМОМ
Следующая статьяЛЕРМОНТОВСКАЯ ОСЕНЬ
ПОДЕЛИТЬСЯ

Комментарии: