В Дмитряшевской школе трудовое воспитание является важнейшим элементом педагогического процесса

0
13390

Основа воспитания

В наши дни далеко не каждая школа может похвастаться собственным огородом и теплицей, где ученики вместе с учителями сажают овощи, ухаживают за ними, а осенью дружно собирают богатый урожай. Это в советские времена дети проходили трудовую практику на базе учебно-производственных бригад. Детей приучали к труду сначала на пришкольных участках, а потом и в поле, чтобы школьники имели представление о работе в сельском хозяйстве, стремились быть трудолюбивыми и приносить пользу обществу.

В современном российском обществе взгляды на детский труд в школе почему-то изменились, что нашло своё отражение в законодательстве. Согласно положению об общеобразовательном учреждении, привлечение обучающихся без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается. Однако в некоторых сельских школах дети ещё проходят трудовую практику, как это было раньше.

Примером тому служит Дмитряшевская школа, где трудовое воспитание детей является важнейшим элементом педагогического процесса.

Директор образовательного учреждения Сергей Дедов убеждён, что за годы, проведённые в школе, дети должны получить не только знания основ наук, но и полюбить труд.

— Без этого не может быть успехов ни в учении, ни в будущей деятельности. Только в труде, систематическом и упорном, формируется личность, выковываются её лучшие качества. Именно поэтому мы стремимся дать детям не только знания, но и развить их трудовые навыки, — говорит Сергей Александрович. — Для этого в школе созданы все условия. Есть школьный огород, площадь которого почти два гектара, на котором сажаем практически всё, что растёт в наших широтах: картофель, капусту, морковь, свёклу и многое другое. Для того чтобы ускорить процесс созревания ряда культур, выращиваем их рассадным способом. У школы есть ещё одно важное преимущество — вновь отстроенная теплица, в которой мы выращиваем практически всю рассаду и зелень. Благодаря заботливому уходу за участком со стороны коллектива педагогов, технических работников и школьников мы ежегодно получаем отменные урожаи. И школьная столовая обеспечена всеми необходимыми овощами на долгую зиму. А это в свою очередь положительно сказывается на здоровье детей.

Главное — забота о здоровье

Питание, в действительности, является одним из важных факторов, определяющих здоровье подрастающего поколения. Ведь в школе дети проводят большую часть своего времени. Полноценное горячее питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию детей. И тут не должно быть никаких сбоев. Но они, к сожалению, случались во время отключения воды. Тогда директор принял решение обеспечить школу бесперебойным водоснабжением. Для этого установил специальный накопительный резервуар с водой, благодаря которому данную проблему удалось решить.

Нужно сказать, что и теплицу Сергей Александрович вместе с коллегами восстанавливал своими руками. Увеличив площадь прежнего помещения, они построили новые коробы, организовали систему отопления, вентиляции, освещения и полива. Местные фермеры тоже не остались в стороне: помогли закупить поликарбонат, завезли землю. Часть расходов взяла на себя районная администрация. И в скором времени здесь уже начались агротехнические работы, ежедневный уход за растениями: полив, подвязка, рыхление…

По словам Сергея Дедова, работа на пришкольном участке является важным звеном воспитания. Она позволяет детям понять и оценить все сложные процессы создания простых, обычных вещей. Работая вместе с другими детьми, помогая им и получая их помощь, ребёнок становится более отзывчивым, чутким. Ежедневное решение той или иной практической задачи развивает умственные способности, любознательность, настойчивость, воспитывает ответственность за порученное дело. Нет в школе ни одного ученика, который бы не заглянул внутрь теплицы, не полюбовался пышно растущей зеленью.

Трудовая практика

Трудовую практику здесь ученики начинают проходить с пятого класса.

Наряду с овощными культурами, здесь находятся и цветочно-декоративные растения, которые служат, прежде всего, для эстетического воспитания обучающихся. Общение с цветами всегда облагораживает, учит понимать и ценить прекрасное.

Кстати, трудовую практику ученики начинают проходить с пятого класса. У каждого ребёнка есть собственная трудовая книжка и определённое количество трудодней. На такую практику у Сергея Александровича есть письменное согласие родителей. Дети, справившиеся с поставленными задачами, получают ещё и вознаграждение в качестве дополнительного подарка к Новому году. Вот вам и стимул для трудовой деятельности.

В весенне-летний период школьники заботливо ухаживают за зелёными насаждениями на улице. Большое внимание на пришкольном участке отводится живой изгороди, кустарникам, цветам. Перед школой есть участок земли, на котором выращивается виноград. Здесь ведётся большая работа по благоустройству территории.

Польза людям

Есть здесь ещё одна интересная практика. Ежегодно с наступлением тёплых, весенних дней учащиеся Дмитряшевской школы под руководством педагогов устраивают сельский субботник. Разбиваясь на отдельные бригады, дети ходят по улицам села и собирают мусор: пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, словом, всё, что блестит и шуршит под ногами. Это экологическое мероприятие способствует не только облагораживанию и очистке территории, это ещё и прекрасная возможность сделать коллектив учеников и учителей ещё более сплочённым, дружным. Такой труд приносит только положительные эмоции. А ещё учит ребёнка испытывать радость не только от той деятельности, результатами которой пользуется он сам, но, прежде всего, от труда, идущего на пользу коллективу, на пользу другим людям. А это очень важная сторона духовно-нравственного воспитания подростков. Можно сказать, что такой труд возвышен до творчества. Он развивает у школьников различные познавательные интересы, служит средством приобщения к самостоятельному поиску и обобщению знаний, воспитывает уважение к природе, окружающему миру, а также способствует совершенствованию практических умений и навыков, которые, безусловно, пригодятся в жизни.

«Максим Овчинников из Воробьёвки не мыслит жизни без спорта
»УСТАНОВКА КРОВЛИ

Комментарии: