Для чего нужна реформа в сфере обращения с ТКО?

0
807
Для чего нужна реформа в сфере обращения с ТКО?
Сложившаяся десятилетиями система обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) основана на захоронении отходов на исторически сложившихся свалках, как правило, несанкционированных. Стихийные свалки — причина негативного воздействия на почву, подземный водоносный горизонт, горения отходов и загрязнения воздуха.

Именно поэтому основная задача реформы заключается в формировании принципиально новой, современной системы обращения с ТКО – системы, направленной на повышение экологической сознательности населения и создание такой инфраструктуры, которая позволит максимально сократить захоронение полезных фракций и перейти на их переработку и вторичное вовлечение в промышленное производство.

Успех реформы может быть связан только с созданием новых современных объектов, задействованных в системе сбора и удаления отходов – от заводов до полигонов, оборудованных современными природоохранными сооружениями. В планах Администрации Липецкой области – 100 процентный охват населения системным вывозом отходов, строительство мусоросортировочных комплексов, позволяющих сортировать весь объем образующихся отходов и исключение полигонного захоронения пластика, стекла, металлов, бумаги, возврат их в производство продукции.

В рамках реформы будет полностью исключена возможность использования для размещения ТКО несанкционированных свалок. Земли, пострадавшие от загрязнения, будут рекультивированы. В новых условиях региональный оператор при заключении договора на транспортирование ТКО указывает объект их конечного размещения. В случае нарушения логистики, основание для оплаты перевозчику этой услуги утрачивается. А это значит, что попадание ТКО на несанкционированные свалки практически исключается. Кроме того, на каждом мусоровозе установлена спутниковая система навигации, позволяющая контролировать маршрут движения от контейнера до полигона.

Каковы функции регионального оператора по обращению с ТКО?

Региональные операторы на территории Липецкой области обеспечивают сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, территориальной схемой обращения с отходами Липецкой области. Они работают самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Статус присваивается на срок 10 лет на основании конкурсного отбора.

В Липецкой области действуют четыре региональных оператора: ООО «Чистый город» (Грязинская зона: Грязинский, Усманский, Добринский районы), ООО «РМК» (Северная зона: Лебедянский, Данковский, Добровский, Лев-Толстовский, Чаплыгинский, Краснинский районы), ООО «ТЭКО-Сервис» (Елецкая зона: Воловский, Тербунский, Измалковский, Долгоруковский, Елецкий, Становлянский районы, г. Елец), АО «ЭкоПром-Липецк» (Центральная зона: Задонский, Хлевенский, Липецкий районы,                 г. Липецк).

Правила оплаты за вывоз ТКО для населения

С момента утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по вывозу становится коммунальной услугой в соответствии с Жилищным кодексом РФ. Для жителей, проживающих в многоквартирных домах, плата за обращение с ТКО исключена из общей строки жилищных услуг и выделена в отдельный платеж, так же, как и для владельцев индивидуального жилищного фонда.

В новой системе оплата начисляется, исходя из количества зарегистрированных в жилом помещении граждан (в случае их отсутствия – по количеству собственников) и норматива накопления ТКО. Норматив накопления ТКО – это среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся за год в расчете на одного человека. Согласно постановлению Правительства от 04.02.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» для определения нормативов в нашем регионе в 2018 году проведены четырехсезонные замеры нормативов накопления твердых коммунальных отходов для физических лиц по объектам индивидуального жилищного строительства и многоквартирным домам. Исходя из полученных фактических данных о массе и объеме отходов по специальной формуле рассчитывался норматив, который в Липецкой области установлен в размере 2,04 м3 с человека в год для многоквартирных домов и 2,7 м3 с человека в год для объектов индивидуального жилищного строительства.

При установлении единого тарифа на услугу регионального оператора учитывались следующие расходы: расходы на транспортирование ТКО, заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО и операторами по обращению с ТКО, расходы регионального оператора на захоронение ТКО, плату за негативное воздействие на окружающую среду. Таким образом, в Липецкой области установлены следующие тарифы на 1 полугодие 2019 года: 548,66 руб./м3 для Северной зоны, 492,38 руб./м3 для Центральной зоны, 509,89 руб./м3 для Грязинской зоны, 517,39 руб./м3 для Елецкой зоны.

Средства, которые региональные операторы собирают в объеме единого тарифа, идут на строительство новых объектов инфраструктуры, в том числе для захоронения и переработки отходов, приобретение техники для перевозки отходов, ликвидацию несанкционированных свалок, то есть, в конечном итоге, на улучшение окружающей среды и обеспечение благоприятных условий проживания населения.

Кто должен заключать договор с региональным оператором?

Все собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО. Договор заключается путем оплаты счета в рамках публичной оферты регионального оператора.

Прямой договор в обязательном порядке заключают только юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Если Вы живете в многоквартирном или частном доме, или Вам принадлежит садовый участок, значит вы владеете источником образования отходов. Поэтому вы обязаны заключить договор с региональным оператором. Для исключения споров и разногласий Форма договора утверждена Правительством РФ. С условиями Договора можно ознакомиться на сайте регионального оператора.

Жителям многоквартирных домов нет необходимости подписывать договор. Региональными операторами в местных печатных изданиях опубликованы договоры оферты, являющиеся публичными договорами и замещающими бумажный вариант договора. В случае неуплаты услуг по обращению с ТКО у вас появится долг. На сумму долга будет начисляться пеня. Истребование долга будет осуществляться через суд. Договоры, ранее заключенные собственниками ТКО на сбор и транспортирование отходов, действуют до момента начала деятельности регионального оператора.

Под обязанность заключить договор с региональным оператором подпадают все организации, у которых образуются ТКО, в том числе и садоводческие товарищества, гаражные кооперативы. Это связано с тем, что отходы образуются не только в местах постоянного проживания граждан, но и там, где они бывают периодически или сезонно. Соответственно, между региональным оператором и садоводческими товариществами, гаражными кооперативами должны заключаться договоры на оказание услуг по обращению с ТКО.

Если юридическое лицо не осуществляет хозяйственной деятельности, договор с региональным оператором на вывоз ТКО все равно должен быть заключен, поскольку в федеральном законодательстве не содержится условий освобождения юридического лица от заключения договора в таком случае.

Будут ли предоставляться льготы на оплату услуги по вывозу ТКО?

Согласно постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами определяется, в том числе, исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении. Если в жилом помещении никто не проживает, то объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников помещения.

Поскольку услуга по обращению с ТКО является коммунальной, на нее распространяются все те же льготы, как и на другие коммунальные услуги.

Средний размер льготы по обращению с ТКО в области составляет: для индивидуальных домов — 58,17 руб. на льготника в месяц, для многоквартирных домов – 43,95 руб. на льготника в месяц.

Кто ответственен за содержание контейнерных площадок?

Региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов.

Если контейнерные площадки, специальные площадки для складирования крупногабаритных отходов и прилегающая территория расположены на придомовой территории, которая входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, то отвечать за эти объекты должны собственники помещений в многоквартирном доме.

Если контейнерные площадки, специальные площадки для складирования крупногабаритных отходов и прилегающая территория не входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, то отвечать за эти объекты должны собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.

Организации по обслуживанию жилищного фонда (УК, ТСЖ, ЖСК) обязаны обеспечивать содержание в исправном состоянии контейнеров без переполнения и загрязнения территории. Там, где собственник не определен и отсутствует управляющая организация, обязанность по содержанию возлагается на органы местного самоуправления.

Предыдущая новостьФоторепортаж с празднования Дня Победы в Хлевном
Следующая новостьВ Хлевенском районе закончился чемпионат по мини-футболу

Комментарии: