В СТОРОНЕ ОТ БОЛЬШАКА

0
16

По тропинкам родного села

Каждому человеку дорог и близок сердцу край, в котором он родился и вырос, где впервые открылся ему окружающий мир. Так и мне кажется, что нет на земле места красивее, чем хлевенская земля, и села дороже Введенки, где прошли счастливые годы моего детства. Здесь столько памятных мест! И сегодня мне хочется вместе с читателями пройтись по тропинкам родного села. Но прежде, чем совершить экскурсию, вспомним о древних курганах, раскопанных на введенской земле. Они могут многое поведать о нашем крае. Для этого нам нужно перенестись в пространстве на несколько сотен лет назад.

 

Сквозь минувшие столетия…

В наш сельсовет входят два села: Введенка и Даньшино. Между ними были обнаружены могильники и поселения. Если быть точнее, в трёх километрах западнее Введенки, на первой надпойменной террасе левого берега Дона, был одиночный курган диаметром 24, а высотой более 1,5 метра. Никто не знал, что это за захоронение. Люди терялись в догадках и сочиняли легенды. Так продолжалось до 1974 года. В ту пору здесь начались раскопки. Исследовательскую экспедицию возглавил один из мэтров воронежской и российской археологии, доктор исторических наук, старший научный сотрудник Воронежского областного краеведческого музея Арсен Синюк. Арсен Тигранович с детства был неравнодушен к донской археологии. Он создал кружок и все свои знания, навыки и умения передавал юным археологам. Впоследствии они и стали первыми участниками полевых исследований.

 

В результате археологических раскопок близ Введенки было обнаружено семь могильных ям, в которых находились медные кинжалы, жертвенные сосуды, роговые поясные пряжки, детали конской узды, а также мужские скелеты и кости животных, принадлежащие абашевской культурно-исторической общности. Эта археологическая культура бронзового века второй половины III тыс. до н. э. и начала II тыс. до н. э. получила своё название от наименования села Абашево (Чувашия), где в 1925 году впервые были найдены курганы.

Ценные находки археологи передали в Москву и Липецкий краеведческий музей.

Что касается древних поселений у села Введенка, то они относятся к так называемым донским славянам (боршевская археологическая культура), заселившим лесостепи Подонья в VII-VIII веках.

Из истории села

Само село Введенка было основано в конце XVI — начале XVII века мелкими служилыми людьми. В первые годы оно носило название Дол, позже — Большой Дол. Это название произошло от пересохшей реки Дол, которая протекала с южной стороны поселения.

По преданию, недалеко от села проходил восточный завоеватель Тамерлан во время своего похода на Елец в 1395 году.

До отмены крепостного права в 1861 году население села было смешанным, то есть состояло из крестьян государственных и барских. Тяжело жилось крестьянам того времени. Помещики отдавали их в рекруты, избивали, часто крестьяне поднимали восстания. И всё-таки духовная жизнь народа никогда не замирала. Труд земледельца был тесно связан с природой, с землёй. Вся его жизнь подчинялась природному циклу, и именно природа наполняла смыслом крестьянскую жизнь, это у неё черпали люди силы, укрепляли свой дух.

В 1909 году была учреждена книга «Описание Воронежской губернии». В ней говорится: «Задонский уезд самый малоземельный в губернии и к тому же не отличается богатством почвенных условий, вследствие чего общие доходы от земли далеко не достаточны и в большинстве крестьянских семей не хватает своего хлеба на круглый год».

Население села, помимо хлебопашества, занималось бахчеводством. На берегу Дона велась добыча известняка для местного завода, до сих пор сохранились старые печи. Поблизости находится ещё одна достопримечательность — огромный гранитный валун, имеющий очень богатую историю. Выходит, что он является свидетелем скифов, гуннов и живших рядом славян и, возможно, использовался в ритуальных целях.

В 1930 году в Введенке образовался колхоз под названием «Красный Дон». В 1932 году на территории села был организован второй колхоз — имени VII съезда. В этом же году в деревне Даньшино образовался колхоз имени II съезда. В 1950 году произошло объединение трёх колхозов в один, и был он назван именем М. И. Калинина.

Давно уже нет колхоза, а старенький памятник Михаилу Ивановичу по-прежнему стоит перед зданием администрации, окружённый старыми елями, посаженными чьими-то заботливыми руками. Совсем недалеко отсюда расположено образовательное учреждение нашего села.

Школа —это маленькая жизнь

Построили школу в 1913 году. Это было приходское училище до трёх лет обучения. По рассказам старожилов, здание возвели по ошибке — перепутали районы. В 1985 году к школе пристроили новое помещение. Современное здание распахнуло свои двери перед сельскими мальчишками и девчонками и стало для них родным домом.

С Введенской школой у меня связано много тёплых воспоминаний. Удивительно, как быстро летят годы. Казалось, только вчера я сидела за партой, разговаривала со своими одноклассниками. В памяти сразу же оживают лица, голоса учителей. Многое изменилось с тех пор. Заметно сократилось число учащихся, школа стала девятилеткой и перешла в статус филиала. Ещё в ту пору, когда я училась, перед школой были заложены цветники, теперь здесь растёт более двадцати видов растений. Совсем скоро потянутся вверх зелёные росточки, на деревьях распустятся почки, и ребята под руководством учителей начнут благоустраивать пришкольную территорию, тем самым проявляя заботу о родной природе.

Недалеко от школы расположен памятник погибшим воинам. Давайте остановимся у братской могилы. Сколько их, таких обелисков на русской земле! Памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, в нашем селе был открыт в 1970 году. И с тех пор школьники и работники культуры заботливо ухаживают за ним, сажают цветы, а к 9 Мая вместо Вечного огня здесь полыхают красные тюльпаны.

Храм — душа и сердце села

Ещё тогда, в школьные годы, меня интересовал вопрос: откуда пошло название села Введенка? С чем оно связано? Оказывается, с местной церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы. Стоит она на возвышенности, на «святом месте», в нескольких десятках метров от школы. Здание храма является памятником истории и культуры XIX века. Построено оно в 1867 году. Последним священником был батюшка В. Т. Серебряковский. В 1937 году храм был закрыт. На какое-то время духовная жизнь села замерла. Церковь долго была пристанищем для птиц, под её сводами селились голуби, ласточки, воробьи. Но вот постепенно её начали реставрировать. Большую помощь в этом деле оказали организаторы восстановления храма: Алексей Григорьевич Юров — предприниматель из Москвы, уроженец этих мест, глава администрации Сергей Иванович Югов, благотворители Виктор Александрович Бойко и Эдуард Анатольевич Лопаткин. Многие жители помогали возрождать разрушенное здание. Большой труд и частичку своей души вложила Любовь Александровна Асламова. Она в числе первых откликнулась и пришла на помощь в обустройстве храма.

В декабре 2008 года произошло знаменательное событие для села — в храме состоялось первое богослужение. Сейчас настоятелем введенской церкви является Анатолий Николаевич Гуназа. Три года назад, во время престольного праздника, состоялось открытие детской воскресной школы, руководит которой матушка Ирина Гуназа. Она обучает ребят основам христианского вероучения, старается привить детям навыки церковной жизни, учит их петь на клиросе. Учащиеся воскресной школы не раз выступали на районных и областных конкурсах, где занимали призовые места. В прошлом году введенцы принимали участие в региональном конкурсе литературных композиций среди школьников «Да святится имя Твое!». Выступление детей из села Введенка было оценено жюри как самое душевное и тёплое. Всё же не зря говорят, что храм — это душа и сердце села. И сегодня он играет большую роль в жизни сельчан.

«Товарищеский матч
»В СТОРОНЕ ОТ БОЛЬШАКА

Комментарии: