Мы помним имена, навечно вписанные в память

0
31

У каждого народа, в каждом городе, селе есть свои герои, выдающиеся люди. Вот и наша земля всегда была щедра на интересные людские судьбы

Сколько удивительного и неповторимого хранит история Хлевенского района. Нам есть чему и кому поклониться: мужеству предков, бесценным духовным и литературным творениям, возрождённым храмам, архитектурным и природным памятникам.

Летопись района хранит в себе также немало страниц, повествующих о славных подвигах наших соотечественников: участников Великой Отечественной войны, чеченской кампании, военных действий в Афганистане. А сколько наших земляков погибло в годы политических репрессий! Почти в каждой семье были родные и близкие незаконно и жестоко репрессированные и потерявшие лучшие годы жизни в тюремных лагерях. Что мы знаем о них? К сожалению, некоторые имена, даже очень достойных людей, с годами уходят в лета. Миллионы погибли в застенках ГУЛАГа или были замучены во время допросов. Многие из них приняли мученическую смерть. Среди них были и наши земляки. Одним из таких мучеников является Макар Ушаковуроженец и житель села Воробьёвка.

МАКАР ПЕТРОВИЧ родился в 1872 году в крепкой крестьянской семье. Обучился грамоте. Когда в селе стали возводить кирпичный храм во имя Архистратига Михаила, (согласно архивным документам, хранящимся в Воронеже, начало его строительства относится к 1889—1890 годам), Макар Петрович решил посвятить себя служению Господу и людям. Вначале он работал, помогая на строительстве и отделке церкви. Кирпичи делали здесь же из местной глины. Жители села и сегодня могут показать то место, рядом с сельским кладбищем, где находились горны для обжига кирпича. Решётки на окна храма ковали местные кузнецы Кудаевы: братья Яков, Семён, Иван, и их отец Митрофан — по подворью Радюхины. Настоятелем нового Архангельского храма был батюшка Немид Попов, дьячком служил Павел Бучнев, а звонарём — Матвей.

Храм начинали класть четыре брата из села Новое Дубовое. Их имена, к сожалению, не сохранились. А вот Макар Петрович со временем получил должность ктитора.

Служа в церкви, он никогда не оставлял тех, кому было трудно, словом и делом помогал, утешал, сочувствовал, давал совет, наставление. Много раз спасал от голодной смерти семьи, где погибал кормилец, призывая жителей Воробёвки своим примером к милосердию и состраданию.

НО ВОТ наступил 1917 год. Советская власть начала борьбу с верой и верующими.

Трагическая участь не миновала и сельские церкви, монастыри, часовни. Они были разрушены, осквернены. Колокола сброшены и перелиты, кресты с куполов спилены. В это время безвозвратно утеряны древние росписи, почти полностью уничтожены фрески. На долгие годы в храмах воцарилось запустение. Этой участи не избежал и Воробьёвский храм.

Старожилы рассказывают, что когда срубали колокола, самый большой, ударившись о землю, до половины ушёл в неё, предсказывая этим, что вскоре примет земля-матушка многие человеческие жизни.

В 1931 поруганный сельский храм использовали как совхозный склад, где хранились ядохимикаты, зерно, стройматериалы. По воспоминаниям местных жителей, машины с зерном заезжали прямо в храм, многие люди были объявлены врагами народа, начались гонения на священнослужителей.

НЕ ОБОШЛИ стороной и Макара Ушакова. По архивным данным, он был арестован и осуждён по статье 58-10 (пропаганда и агитация, призыв к свержению советской власти) к трём годам лишения свободы. Это официальные данные, но память народная помнит другое.

Старожилы рассказывают: «…Арестован Макар был ночью, да только не в район повезли его, а в противоположную сторону, и не по проезжей дороге, а Логом к Ворон-Лозовскому лесу, что стоит на болотистом месте. Там, раздев Макара донага, привязали к дереву на муравьиной кочке, где и принял мученическую смерть этот человек. Его тело был найдено, спустя несколько месяцев».

Говорят, что в день его смерти, неожиданно в закрытом храме загорелись лампады. Старушки и женщины тёмным вечером сошлись к церкви, дивясь чуду, но районный ревизор Ермак Дмитриевич Копылов разгонял народ. Вызванные милиционеры, ворвавшись в храм, затушили лампады, но на следующий день чудесным образом они загорелись вновь.

И, спустя 40 дней, словно провожая душу святого мученика, здесь снова теплился огонёк.

Светлая память о страдальце и молитвеннике дедушке Макаре в любящих сердцах верующих христиан села жива до сих пор. Существует поэтическая легенда, рассказывающая о судьбе этого человека.

Вероятно, именно в его честь рядом с апсидой храма установлен крест с табличкой, надпись на которой гласит: «Звонарь сего храма раб Божий Макарий погиб в заключении в годы гонений на веру православную».

НЕПРОСТАЯ судьба и у самого храма. Он пережил два пожара. В 1975 году произошло возгорание хранящихся там продуктов: муки, зерна. Пожар был потушен, но внутренняя отделка церкви была разрушена. В 1977 году местные хулиганы, гоняя голубей, подожгли купол храма. К счастью, огонь был потушен, но внешний вид церкви пострадал очень сильно.

Восстановление церкви началось с 1992 года. На средства епархии, пожертвования храм потихоньку приобретал былую красоту. В 2000 году он был перекрыт заново, отремонтирован центральный купол, установлен крест, построены заново 4 маленьких купола.

Храм восстанавливали, как говорится, все миром. Неоценимую помощь и поддержку оказала

Наталья Никитична Ларина, работавшая ранее кладовщицей в совхозе, жительница Воронежа схимонахиня Амвросия, высокопреосвященнейший владыка Новосибирский и Бердский Тихон (Емельянов), администрация района, прихожане храма, верующие из других уголков нашего края.

Наконец, в 1996 году на Михайлов день после длительного восстановления здесь состоялась первая служба. Это большое и радостное событие для воробьёвцев и для всего Хлевенского района. Благодаря заботам и труду многих людей зажглась ещё одна тёплая и неугасимая лампадка православной веры на нашей земле, а это значит, прерванная историческая нить вновь восстановилась.

МНОГИЕ поколения прожили без веры, но теперь, когда храм открылся, он вновь наполнился людьми. Здесь, как и раньше, горят свечи, слышится неторопливая молитва, раздаётся звучный глас колокола. Это говорит о том, что Церковь православная, несмотря ни на что была, есть и будет центром духовной жизни села. Это — островок в нашей жизни, где человек искренен сам с собой, где он может подвести некоторые итоги своей жизни, получить утешение и духовную помощь.

Возвращение к истокам православной духовности — это длительный путь. И сделать это возможно только ценой общих усилий всех верующих и ищущих Бога людей, как это было во все времена христианской истории. И начинается этот путь с почитания своих

духовных и нравственных традиций, с любви к своему родному краю.

Р.S. Выражаю благодарность учителю начальных классов Воробьёвкой СОШ Надежде Николаевне Ворониной и учащемуся Никите Леушину за помощь в подготовке материала к печати.