Церковь Богоявления в Донской Негачёвке была построена более 180 лет назад

0
4634
Церковь Богоявления в Донской Негачёвке была построена более 180 лет назад
Церковь в Донской Негачевке построена на возвышении.
Мы начинаем цикл публикаций, посвящённый церквям в Хлевенском районе. Сельские церкви — это не только духовная основа России, но и замечательные образцы архитектуры, уникальные памятники истории.

(Материалы предоставил Владимир РЯПОЛОВ)

В Русской Православной Церкви повелось так, что при освящении храма ему давалось имя в честь прославленных святых, пророков или апостолов или важнейших событий в жизни Иисуса Христа.

Одним из таких событий стало Крещение Господне в реке Иордан или, как его ещё называют, Богоявление, которое мы празднуем ежегодно 19 января. В честь этого значительного события и был освящён храм в селе Донская Негачёвка.

Церковь Богоявления в Донской Негачёвке была построена более 180 лет назад
Богоявленская церковь в селе Донская Негачёвка постановлением главы администрации Липецкой области от 27.02.1992 г. №106 является объектом культурного наследия регионального значения.

Находится село на правом берегу реки Дон, и в отличие от левого он высокий, обрывистый. Вот на нём и расположилось село, получившее своё название по двум рекам Дону и Неге. Практически в центре села, основанного в 1650 году, на вершине огромного известнякового холма, спускающегося вниз к реке, стоит храм. Время и власти не пощадили его: нет того купола, который когда-то, отражая солнечные лучи, виден был за десятки вёрст, нет могучего колокола, звон которого заставлял снимать шапки и креститься на храм тысячи жителей близлежащих сёл. На стенах храма за годы безверия выросли кусты и небольшие деревья, но он вопреки всему стоит и притягивает людские взоры, поражая своей величественностью.

Внутри до сих пор ещё сохранились фрагменты фресковых росписей. Самая интересная находится на подкупольной части северной стены и представляет собой надпись: «С благословения преосвященнейшего Антония 2-го, архиепископа Воронежского и Задонского, Митрофанова монастыря священно-архимандрита и кавалера Землянского уезда… (далее текст непонятен — В. Р.) …во имя Богоявления освящен января 7-го дня 1837-го года, города Воронежа вознесенским протоиереем Михаилом Донецким в общность местного священника Василия…». С восточной стороны храма располагается утопающее летом в зелени старое сельское кладбище, уже ставшее тесным. Недалеко от входа на кладбище близ храма стоит каменное надгробие в виде аналоя с раскрытой на нём книгой, когда-то служившее могильным памятником одного из местных священников. На нём частично сохранилась надпись: «Подъ симъ памятникомъ покоится тъло Священника Михаила Константиновича Аск…нскаго. Родился в 1850 году ноября 4 (надпись не сохранилась, возможно, «4-го дня» — В. Р.). Скончался в 1909 году сентября 25-го. 59 житiя его было». Фамилия священника, к сожалению, сохранилась не полностью, что породило огромное количество догадок и вариантов её произношения, но об этом позже. Этот памятник, со слов местных жителей, случайно был найден в одном из близлежащих карьеров, где люди берут песок. Как он туда попал, никто теперь уже, наверное, не расскажет, можно лишь догадываться о событиях 1917—1930-х годов. Неравнодушные люди, найдя его, привезли назад и установили возле храма, где ему и место.

Церковь Богоявления в Донской Негачёвке была построена более 180 лет назад
Выразительная объёмно-пространственная композиция, профессионализм исполнения и изящество пропорций церкви Богоявления характеризуют храм как один из наиболее интересных памятников культового зодчества первой половины XIX столетия на территории Липецкой области.

Беда ещё в том, что практически не сохранились архивные материалы епархии, касающиеся сельских приходов, особенно тех, которые в годы Великой Отечественной войны оказались на оккупированной территории. Что касается села Донская Негачёвка, то в 1942—1943 гг. оно было на линии фронта, проходившем по реке Дон. Поэтому основой поисков стали документы косвенные, в которых мог бы упоминаться храм и приход, а это, прежде всего, «Воронежские Епархиальные Ведомости» (далее «ВЕВ»). При этом надо заметить, что в предложенной мною публикации много «белых пятен», которые когда-нибудь предстоит ещё заполнить местным краеведам. Да и к тому же надо сказать, что «Епархиальные Ведомости» за 70-е и начало 80-х годов XIX века полностью лишены местных «Епархиальных распоряжений», заменённых указами императора и синодальными документами, касающимися церковной жизни всей России в целом, что вычеркнуло огромный отрезок времени из возможности изучения церковной истории края.

В 80 годы XIX века, исследуя храмы Воронежско-Задонской епархии, ректор Воронежской Духовной семинарии архимандрит Димитрий (Самбикин) оставил некоторые сведения о храме Богоявления Господня: «Церковь в селе Донская Негачевка, Землянского уезда, каменная с колокольнею, построена в 1836 году. Земли усадебной 3 десятины, пахотной 33 десятины. В 1800 году был священник Прокопий Иванов. В селе Донской Негачевке существовала церковь в начале прошлого столетия (имеются в виду 1700-е годы. — В. Р.). Так, в 1731 году при Богоявленской церкви села Донской Негачевки был священник Димитрий, в 1778 году два священника: Илья Лазарев и Макарий Давидов, в 1763 году священник Иоанн. К этой церкви приписана Архангельская церковь села Отскочнаго. Прихожан 980 душ». Какова была церковь до постройки новой, в 1836 году, отец Димитрий не указал, но, судя по всему, как часто бывало, деревянной, со временем пришедшей в ветхость и заменённой новым каменным храмом. Этот же момент истории упоминается и в «ВЕВ» за 1886 год в статье «Церкви в Воронежской Епархии за истекшее столетие (1586-1886 г.)», где среди храмов 1708 года постройки значится: «Богоявленская церковь в с. Донской Негочевке Землянского уезда в 1730 г. при ней уже было два попа, следовательно, построена до 1709 года постройки, что под 1709 г. упоминается при ней священник Димитрий».

Определившись с датой постройки храма по фресковой надписи и запискам архимандрита Димитрия, попытаемся хотя бы фрагментарно установить хронологию событий жизни храма и имена священников, служивших в нём.

В изданной в Воронеже в 2015 году книге «Выпускники Воронежской Духовной Семинарии. 1745-2015. Материалы к биографическому справочнику» среди выпускников семинарии 30-й выпуск (1840-1841 гг.) значится: «Зиновьев Макарий Яковлевич, сын пономаря Землянского уезда села Донская Негачевка». Следовательно, пономарём храма в 30—40-е годы XIX века был отец Иаков Зиновьев. Вероятно, среди выпускников уроженцы Донской Негачёвки были и ещё, но очень часто биографические данные семинаристов просто не указывались.

Церковь Богоявления в Донской Негачёвке была построена более 180 лет назад
Рядом с храмом находится
старое кладбище, перед его входом стоит надгробие в виде аналоя с раскрытой на нём книгой.

Вообще Епархия всегда была и есть живой организм. Если просмотреть в «ВЕВ» Епархиальные распоряжения второй половины XIX века, то буквально каждые две недели происходили перемещения, назначения священников, диаконов, псаломщиков на новые места, иногда люди менялись местами друг с другом по обоюдному согласию и по распоряжению Преосвященного, награждались, уходили на покой, да и просто выбывали из списков Епархии в связи со смертью. Священники собирали и передавали через благочинных средства на нужды Духовных училищ, Воронежской Духовной семинарии, Воронежского попечительства, Братства святых Митрофана и Тихона, Православного Миссионерского общества, на нужды местных церковно-приходских школ и школ грамоты, на строительство храмов как в Воронеже, так и, например, в Софии в Болгарии и т. д. И во всей этой жизни, естественно, участвовал и Богоявленский храм села Донская Негачёвка.

В 1886 году в селе произошло важнейшее событие — была открыта церковно-приходская школа. Это событие нашло своё отражение в «ВЕВ». Не буду пересказывать его, а предложу прочитать так, как оно было опубликовано:

«Журнал Заседания Воронежского Епархиального Училищного Совета 10 Февраля 1886 года. Под председательством Преосвященного Макария, Епископа Острогожского. Доложены следующие бумаги: Рапорт благочинного части Землянского уезда, протоиерея Антония Петровского о том, что, согласно донесению священнослужителей села Донской Негачёвки, Богоявленской церкви, прихожанин их Антон Столповский отдаёт под церковноприходскую школу устроенный им дом, поделал скамьи на 25 учеников и классную доску, и что дьякон Александр Корыстин изъявляет желание быть учителем, а священник Константин Таиров законоучителем в школе, которую благочинный и просит дозволить открыть. Постановлено: Разрешить открыть школу в с. Донской Негачёвке; священника Таирова утвердить в должности законоучителя, а дьякона Корыстная в должности учителя; жертвователю Антону Столповскому испросить архипастырское благословение и спросить его, не желает ли он принять звание попечителя». Школа благополучно начала работу, о чём можно узнать в «Извлечении из отчёта Воронежского епархиального училищного Совета о состоянии церковно-приходских школ за 1886-87-й учебный год», где указано, что в школе села Донская Негачёвка Землянского уезда обучалось «26 мальчиков и 4 девочки».

Что касается диакона Корыстина, то учителем он упоминается и в январском номере «ВЕВ» за 1890 год как один из немногих, получивших благодарность «согласно предложению Его Преосвященства, Преосвященнейшего Вениамина, Епископа Воронежского и Задонского, от 29-го Ноября 1889 года за № 1065, последовавшему вследствие представления Воронежского Епархиального Училищного Совета. Благодарность Его Преосвященства нижепоименованным лицам, ревностно потрудившимся в пользу церковноприходских школ, со внесением сего в послужные списки лиц духовых». Об уровне образования диакона Корыстина можно судить по «Отчету Воронежского Епархиального Училищного Совета за 1889/90 учебный год», где указано, «По Землянскому уезду учителями церковно-приходских школ состояли: в Донско-Негочевской — диакон Корыстын, с Февраля 1885 года, окончивший курс общеобразовательных наук в Воронежской Духовной Семинарии».

Судя по всему, дела в Доно-Негачёвском приходе шли благополучно, посему 29 января 1891 года Преосвященнейшим Анастасием, Епископом Воронежским и Задонским, были награждены бархатною фиолетовою скуфьею священники Землянского уезда, среди которых и: «14. Константин Таиров — Богоявленской церкви с. Донской Негочевки».

Отец Константин Таиров в 1891/92 учебном году также продолжал быть законоучителем школы, хотя в отчёте Воронежского Епархиального Училищного Совета по итогам 1892/93 учебного года указывалось: «в Донсконегочевской — свящ. Константин Таиров, маловнимателен к школьному делу». Тем не менее, в следующем, 1893/94 учебном году, в школе числилось 37 мальчиков, а «в Донско-Негочевской — свящ. Константин Таиров в отчётном году «занимался усерднее предыдущего года», по заявлению наблюдателя», видимо, критика имела свой результат. Что касается диакона, то и в этом учебном году он был на высоте: «15) в Донско-Негочёвской Александр Корыстин, окончивший курс общеобразовательных наук Воронежской Духовной семинарии и имеющий право на звание народного учителя, с 1886 г. проходит должность успешно; до поступления во диакона 9 лет был учителем». Да и награда не заставила себя долго ждать: «По определению Свят. Синода награждены Благословением Свят. Синода грамотами: за труды по народному образованию: села Донской Негочёвки, того же уезда, Александр Корыстин». Что касается здания школы, то оно, видимо, требовало ремонта: «Все школьные помещения (в уезде — В.Р.), за исключением Донско-Негочевской и Гнилушенской школ, удовлетворительны». В 1899 году отец диакон получил очередную награду: «В 18 день месяца Марта 1899 года диакон Богоявленской церкви, села Донской Негочевки, Землянскаго уезда, Александр Корыстин Высочайше награждён серебряною медалью с надписью: «За усердие» для ношения на груди на Александровской ленте, за труды по народному образованию».

Церковь Богоявления в Донской Негачёвке была построена более 180 лет назад
Внутри храма до сих пор сохранились фрагменты фресковых росписей

В 1906 году храм села Донская Негачёвка входил в состав I церковного округа Землянского уезда, в котором было 17 церквей и 21 штат. Благочинным округа был священник Александр Иванович Богомолов.

И вот здесь стоит вернуться к могильному памятнику в виде аналоя, на котором время частично уничтожило имя усопшего «Михаил Аск…нский», и которое в различных вариациях расшифровывалось любопытствующими. Вот это имя: «Священник Покровской церкви, села Хлевного Задонского уезда, Михаил Аскоченский, по прошению, перемещён к Богоявленской церкви, села Донская Негачёвка Землянского уезда, 30 Мая [1908]».

Недолго отцу Михаилу пришлось служить в селе, т. к. в «ВЕВ» №20 за 1909 год имеется такое Епархиальное распоряжение: «За смертию исключаются из списков: Священник Богоявленской церкви с. Донской Негачевки, Землянского у., Михаил Аскоченский, с 30 Сентября». И уже спустя месяц в Распоряжениях Епархиального начальства об определении на священнические места указывалось: «Учитель Хреновской церковно-приходской школы Бобровского уезда, окончивший курс духовной семинарии Сергий Проскуряков к Богоявленской церкви с. Донской Негачевки, Землянского уезда, 16 Октября [1909]».

После 1917 года храм повторил судьбу большинства сельских русских православных церквей. В 1921—1922 годах из храма были изъяты церковные ценности в целях «борьбы» с голодом, а в 1930-е он был закрыт, как источник «мракобесия», мешающий большевикам проводить всеобщую коллективизацию на селе. Со слов уроженки села Тюхтиной (в девичестве Павельевой) Марии Митрофановны, в послевоенные годы вплоть до начала 90-х годов XX века в храме располагались то колхозный зерновой склад, то склад химических удобрений. Сейчас храм пустует.

«Продаются молочные продукты
»Водительские права — важный документ

Комментарии: