Первая деревянная церковь в Конь-Колодезе появилась более 300 лет назад

0
117
Первая деревянная церковь в Конь-Колодезе появилась более 300 лет назад

 

Многие годы внешний облик бывшего Конь-Колодезского храма считался утраченным. К счастью, в нашем распоряжении оказался рисунок, выполненный в 1895 году жителем села Василием Иньшиным. В 2007 его передали нам родственницы автора, в семье которых реликвия бережно хранилась более ста лет.

По семейному преданию, кто-то из рода Иньшиных участвовал и в росписи той большой трёхпрестольной церкви, колокольный звон с которой, как рассказывают старожилы, был слышен в соседних сёлах.

А в 2011-м мы чудесным образом познакомились с известным в России врачом Владимиром Козаченко, профессором, доктором наук, нашим выдающимся земляком, который подарил нам новую реликвию — фотографию Иоанно-Богословского храма, сделанную его родным братом.

Первая деревянная церковь в Конь-Колодезе появилась более 300 лет назад
Рисунок, выполненный в 1895 году Василием Иньшиным, на котором запечатлён облик бывшего храма.

Истории этого величественного апостольского храма и посвящён наш рассказ. В тексте будут использованы материалы исследований заслуженного деятеля культуры России Ивана Телкова, краеведа Анны Тамбовцевой, воспоминания жителей Конь-Колодезя.

Ныне храм располагается в другом здании — в помещении усадьбы Сенявиных. Но как важно нам находить и сберегать в памяти потомков святые уголки нашей малой родины, с любви к которой начинается и память о наших дедах и прадедах, и любовь к нашей великой матери-России!

Истоки

С XVIII века село долго называлось по храму, а храм был во имя святого апостола Иоанна Богослова. Причём название было двойное: «Имение Богословское, Конь-Колодезь тожъ».

В своё время деревня Конь-Колодезь была передана Петром I как дача первому русскому вице-адмиралу Науму Сенявину в 1700 году. Наум Акимович сопровождал императора в знаменитых морских военных походах, обустраивал новую дорогу на Воронеж. В 1711 году он и построил в селе первую деревянную церковь во имя святого апостола Иоанна Богослова. Через несколько лет вместо неё красовалась уже новая, каменная. Её проект, как и проекты барского дома и верстового обелиска, были разработаны в Петербурге, в мастерской выдающегося архитектора Коробова, где работали Еропкин, Земцов, Трезини под руководством Сенявина, наблюдавшего за строительством петербургского Адмиралтейства.

Первая деревянная церковь в Конь-Колодезе появилась более 300 лет назад
В этом здании жил священник

Колокольня большого трёхпрестольного храма славилась на всю округу. В хорошую погоду звон слушали в окрестных сёлах. Центральный престол был освящён в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, боковые приделы — в честь Святого Преображения Господня и в честь святого пророка Илии. Барское имение располагалось через дорогу от церкви. Рассказывают, и тому есть подтверждение, что существовал подземный ход в храм из барского дома, по которому Сенявины могли посещать церковь для молитвы в любое время, не привлекая внимания сельчан. В селе была также часовня в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Она стояла недалеко от храма в районе церковно-приходской школы. Её хорошо помнят старожилы, этот образ Пресвятой Богородицы в селе очень почитаем.

После Наума Акимовича имение перешло к Алексею Наумовичу, тоже адмиралу. Вероятно, попечение Сенявиных о храме ослабло при Марии Ивановне (в замужестве графини Пален), которая редко бывала в Конь-Колодезе. Барское имение в 1910 году было передано в аренду Воронежской Епархии для занятий псаломнической школы. Но к этому времени церковная и духовная жизнь в селе настолько окрепла и стабилизировалась, что воспоминания о ней до сих пор хранят местные жители.

Вспоминают старожилы

Из воспоминаний Александры Улановой, 1919 года рождения, снохи того самого художника Иньшина, который оставил нам рисунок храма. «Церковь была большая и по праздникам всегда полная. Я часто бегала в храм с подружками. Причащусь — и снова в очередь, авось батюшка не заметит, что второй раз подошла! Батюшку уважали очень. Отец Андрей был умный, очень образованный. Заходил к нам в дом. Мой отец в беседах с ним проводил много времени. Батюшка был ещё и врачом. По первой просьбе бескорыстно оказывал медицинскую помощь любому. Однажды я тяжело заболела дизентерией, уже умирала. Меня вынесли из дома, положили на стол во дворе и вызвали батюшку. Что служил священник — не помню. Однако после его молитвы я села на чём лежала и говорю: «Хочу кушать. Дайте мне творожников». Поднял меня батюшка, от смерти спас. И ещё один случай. На площади в центре села была карусель. Загляделась я как-то на неё, и ударило меня, выбило каруселью плечевой сустав. Папа меня в охапку — и бегом к отцу Андрею! Быстро и умело вправил мне плечо батюшка. Чудесный был человек!»

Нам неизвестна фамилия отца Андрея. Неизвестно и то, можно ли его отождествлять с иереем Андреем Никитиным, героем следующей главы. Поиски впереди…

Созидание образования

Церковь всегда была основоположницей образования и воспитания на Руси. Графы Сенявины в селе строили церкви, а духовенству коньколодезцы обязаны созданием первого образовательного учреждения.

Школу в селе открыл 1 октября 1885 года священнослужитель местного Иоанно-Богословского храма иерей Андрей Никитин. Она была церковно-приходская. Где-то рядом стояла часовня. Предполагаем, что в ней совершали молебны перед учением, призывая на учащихся и учащих Божие благословение и помощь. Два года батюшка совмещал обязанности духовника школы, директора, учителя и попечителя. А в случае отлучки поручал школу матушке или племяннице. В Государственном архиве Петербурга сохранилась «История Конь-Колодезской одноклассной школы», составленная священником Никитиным. «Прихожане по своей бедности и неразвитости не обращали внимания на нужды школы. Конёвские крестьяне имеют грубые нравы и смутно понимают пользу школы, но не препятствуют детям посещать её», — считал отец Андрей.

Первая деревянная церковь в Конь-Колодезе появилась более 300 лет назад
Отец Владимир продолжает традиции своих предшественников и много времени уделяет духовному образованию детей

В 1890 году школу посещает член синодального комитета Игнатий Зинченко, едущий в Задонск на ревизию духовного училища. Он оценил энергию батюшки, его жертвы на нужды школы и ходатайствовал перед властями об отведении школе казённых земель. На следующий год школа была наделена землёю и стала получать до 200 рублей, что хватало на первых порах на её нужды. В этом же году было установлено, что «невозможно проводить занятия в церковной сторожке, посему решено было построить специальное школьное здание». Новое здание школы освятили уже в этом же 1890 году, мы его видим на рисунке Иньшина, оно располагалось справа от храма, состояло из 5-ти комнат. В двух были классы, а в остальных — кухня и квартира учителя. Первыми её учителями, кроме батюшки, были Таисия Оболенская и Зоя Морковская. В помещении, рассчитанном на 40 мест, обучалось более 100 детей.

Первая деревянная церковь в Конь-Колодезе появилась более 300 лет назад
Ежегодно конь-колодезский храм встречает участников Митрофано-Тихоновского крестного хода. Здесь паломники остаются на ночлег.

Случайно ли то, что недостаток образования и «грубость нравов» в селе первым заметил священнослужитель и горячо взялся за его восполнение? Часто ли мы задумываемся над тем, что означает слово «образование»? Корень слова — «образ». Под образованием следует понимать не сумму усвоенных знаний, а нечто иное, из области нравственности, духовности. «Образование» — не что иное, как воссоздание Образа Божия в человеке! И только христианство, православная культура может предложить такой «кодекс нравственности», который может привести человека к обожению, наполнить Духом Святым и подлинной любовью храм человеческой души. Отец Андрей считал, что школа «оказала конь-колодезскому населению следующие услуги: смягчила грубость нравов, уничтожила остатки языческих обычаев и предрассудков невежества, облегчила рабское положение крестьянской женщины, облагородила и обуздала язык, научила вере и уяснила сущность учения Христова».

Разрушение храма

После октябрьской революции 1917 года церковь продолжала действовать до начала 30-х годов. Сначала, в 1918 году пострадала псаломническая школа Воронежской Епархии. Барское имение передали сельскохозяйственному училищу, позже преобразованному в Агротехникум. Здание памятника архитектуры XVIII века прослужило как техникум вплоть до 90-х годов.

Вспоминает прихожанка Мария Телкова (1923 г. р.). «В 20-х годах церковь ещё работала. Я хорошо помню, как ходила туда с мамой. Помню, как пришли пораньше к Пасхальной службе и уснули в храме. Мама учила меня молиться. Матушку, супругу отца Андрея, настоятеля, звали Наталья Васильевна, она занималась с женщинами-прихожанками, учила их на псаломщиц. Эти 7 женщин после закрытия церкви стали читать по домам Псалтирь и т.п. Батюшка жил в своём доме слева от храма. Дом сохранился до сих пор, его так и называют «поповский дом».

Первая деревянная церковь в Конь-Колодезе появилась более 300 лет назад

Мы ходили к батюшке домой с папой. Мой отец был человек грамотный, образованный и любил беседовать с батюшкой. Священника не помню, но помню его рубашку с большими пуговицами. Мне тогда было 4-5 лет. В 1928 году моего отца арестовали и осудили на 10 лет. А за что — не знаю. Уверена, что человек он был честный и не мог сделать ничего плохого. Тогда многих сажали и многих расстреливали. Расстреливали в райцентре Хлевное. А через два года, то есть где-то в 1930-м году, священника выгнали из его дома. Приютили старого больного батюшку наши хорошие знакомые. По двору их звали Оладниковы, может, потому, что они были, несмотря на бедность, гостеприимны, и люди любили ходить к ним на чай с оладьями. Я хорошо помню этот дом, он сохранился до сих пор. Дочь хозяев Пелагеи Улановой и Трофима Кретинина Надя была моей лучшей подружкой, и я часто бывала в их семье. Помню глиняный пол и печку, за которой и устроили тёплое место для старенького батюшки. Прожил он там некоторое время. А потом приехали какие-то женщины и увезли его в Верхнюю Колыбельку. Недолго после этого прожили в селе Оладниковы. Репрессировали и мужа, и жену, да в разные места. Они так и не вернулись. Забирали их во время молитвы, в доме находились ещё другие верующие.

Приблизительно с 1930 года церковь уже использовалась под зернохранилище и находилась в полном запустении, так что даже случился пожар. Часовню разобрали. Церковь начали разрушать в 1938 году, во время знаменитой «безбожной» пятилетки, в которую страна Советов готовилась рапортовать о том, что с церковью и попами покончено навсегда. Из остатков кирпича с двух разрушенных храмов — нашего и Хлевенского — в райцентре сложили школу. Долго гудела людская молва: «сгорит такая школа!» Школа в 90-х годах была уничтожена пожаром.

 

Народ наш, как и миллионы россиян, сполна испил горькую чашу страданий за вероотступничество, вандализм и попытку уничтожения вековых духовных и культурных традиций.

Первая деревянная церковь в Конь-Колодезе появилась более 300 лет назад

Вспоминает Виталий Телков (1941 г. р.): «Был у нас такой дядя Лёша Калинкин, всю жизнь ходил на одной ноге, сторожил капусту. Так вот он снимал с колокольни самый знатный колокол — благовест, который упал ему на ногу и отрубил. Был ещё один молодец — отличник Пётр Крючков (по подворью звали его Курганов). Так вот дедушка мой ехал на телеге за водой и увидел страшное: «Петька, ты что делаешь?!» «Не видишь что ли? Часовню я разбираю!» «Петька, да что ты?.. Ты ж с ума сойдёшь!» И точно: отличник, комсомолец, умница, которым гордилось всё село, позже сошёл с ума. И мать им гордилась тогда, как и другим своим сыном (оба отлично учились), говорила: «Никакого Бога нету!» Вот тебе и нету! Без Бога — не до порога. Пережили мы безбожное время, и я не видел ни одного счастливого человека, нет любви, нет радости…»

Вспоминает прихожанка Анна Игнатюк (1923 г. р.): «Я росла в глубоко верующей семье. И мама моя, и двоюродная сестра были большие молитвенницы… Я училась в Агротехникуме. Как-то красила к Пасхе яички и сильно перепачкала руки, отмыть до конца не получилось. Комсомольцы заметили и устроили мне показательную разборку».

Первая деревянная церковь в Конь-Колодезе появилась более 300 лет назад

Сложную судьбу Пелагеи Воякиной (Брыкиной) ещё предстоит исследовать. По рассказам, её дочь отправили в детский дом. А сама Пелагея была репрессирована, вернулась в родное село, продолжала открыто молиться и проповедовать, ходила пешком по святым местам. Из Киева с благословения принесла святое миро, чем помазывала детей при крещении (в отсутствии в селе церкви и священника), собирала по домам верующих и служила молебны, панихиды. Её хорошо помнят в селе. Вспоминает Валентина Артёмова (1940 г. р.): «Я встречалась с Пелагеей Евдокимовной на «богослужениях», на которые с ней собирались сельчане тайно в каком-нибудь доме. И так, при закрытых занавесках, молились, отпевали усопших, просили дождя во время засухи… С её слов мы запоминали молитвы, она знала все церковные напевы и гласы, читала наизусть псалмы». Пелагея помогала людям добрыми и мудрыми советами, обнаруживая при этом дар прозорливости. Она была для верующих живым примером христианского мужества и исповедничества.

Вспоминает молодая прихожанка, певчая Ирина Комягина (1982 г. р.): «Во второй половине 40-х годов мои бабушка с маминой и прабабушка с папиной стороны ходили пешком в Задонск на поклонение святым местам, освящённым трудами и молитвенным деланием нашего любимого святого земляка — святителя Тихона. Жили они в разных сёлах и совсем не рядом: одна — в Отскочном, другая — в Елец-Лозовке. Естественно, они друг друга не знали и были разного возраста. Из их рассказов следует, что в то время паломничество было распространено. Собираясь в группу, сельчане приходили в Задонск. Их принимали в доме, где они омывались от дорожной пыли. И уже затем следовали к задонским святыням, к источникам, исповедовались и причащались».

Первая деревянная церковь в Конь-Колодезе появилась более 300 лет назад

Продолжение традиций

В 2001 году в Конь-Колодезе сформировалась инициативная группа, которая стала ходатайствовать перед Епархией об открытии в селе православной церкви. 18 июня 2001 года в здании бывшей усадьбы Сенявиных, наших храмостроителей, был отслужен первый молебен. А 2 октября 2003 года это помещение и часть бывшего барского парка с уникальными реликтовыми деревьями были официально переданы Липецкой и Елецкой Епархии. Часть второго этажа занимает храм, в остальных помещениях расположится первый в области детский православный лагерь. Здание вновь будет служить образованию и культуре.

При храме вот уже 9-й год плодотворно работает воскресная школа из детей и взрослых, стремящихся к духовному образованию, а созданный из её активных воспитанников вокальный ансамбль духовной музыки «Воскресение» является лауреатом международных, всероссийских и областных конкурсов и фестивалей.

Православная вера хранилась в народе во все времена. Благодаря воспоминаниям односельчан перед нашим взором предстала интересная документальная повесть, которая позволила нам уточнить обстоятельства конкретных исторических событий, проследить судьбы интересных людей, а также этапы становления и развития духовной культуры села.

«Игорь Артамонов встретился с Дмитрием Медведевым
»Липецкая область принимает дополнительные меры по предупреждению распространения коронавируса

Комментарии: